Первая программа на Turbo Pascal. Скачать и установить приложение

Пишем первую программу


В этом посте мы напишем с Вами первую программу на языке Турбо-Паскаль, и полностью разбирём её. А так-же установим сам язык программирования паскаль на Windows 10.

Скачиваем и устанавливаем приложение

Скачать Turbo Pascal для Windows 10,8,7,XP:
Скачать версию для Windows 10Версия x64: Pascal 7.1×64
Версия x32: Pascal 7.1×32

Когда вы выбрали нужный вам файл, его нужно установить:

  1. Распаковываем архив.
    • Для системы x32: установочного файла нет – после извлечения архива, зайдите в папку BIN и запускайте Turbo.exe.
    • Для системы x64: после распаковки – запустите установочный файл. Turbo Pascal установится на вашу систему – на рабочем столе появится ярлык для запуска программы.
  2. Установка завершена.

Ничего сложного, как видите нет. После установки Turbo Pascal, мы можем начать писать нашу первую программу.

Первая программа на Pascal

Текст Вашей первой программы приведен ниже. Наберите его в окне программы о котором мы говорили в предыдущем посте, стараясь не допускать ошибок.

Пример 1

Что же делает эта программа?

Для того чтобы узнать это, нужно откомпилировать ее и запустить. Посмотрите на строку подсказки и Вы сразу же вспомните, что откомпилировать программу можно нажав клавишу F9 (или Alt+F9). Откомпилируйте сей шедевр, сохраните его на всякий случай (F2) и запустите на выполнение. Запустить программу можно через меню Run|Run или нажав клавишу Ctrl+F9.

Если программа была набрана правильно, то после запуска она попросит Вас ввести Ваше имя. Наберите имя и нажмите Enter. Теперь программа поприветствует Вас лично. В данный момент экран Вашего компьютера должен выглядеть примерно так, как изображено ниже на рисунке.

Чтобы вернуться к окну с текстом программы, нажмите Enter.

Первая порграмма написанная на языке программирования TurboPascal

Посмотрите ещё программы на паскале, которые мы разбирали в других статьях: про типы данных языка паскаль, про логический оператор IF, про опертор FOR. На нашем сайте ещё много написанных программ на паскале.

Разберём нашу первую программу на Паскаль

Попробуем разобраться в скрытом смысле каждой строки нашей программы.

Первая строка программы начинается зарезервированным словом PROGRAM и содержит объявление имени программы: наша программа имеет имя Prog1. На самом деле, объявление имени программы необязательно, поэтому в дальнейшем эту строку мы будем опускать.

Первая строка заканчивается разделителем точкой с запятой. Этот разделитель в языке Турбо-Паскаль показывает конец оператора или описания. Использование разделителя позволяет помещать в одной строке несколько различных операторов, но делать это не рекомендуется во избежание лишних ошибок.

Вторая строка программы содержит объявление используемых модулей. Модуль – это дополнительный файл, который содержит процедуры, выполняющие действия, не предусмотренные стандартными операторами языка. В данной программе, например, для очистки экрана используется процедура ClrScr из модуля Crt. Позднее мы будем использовать и другие процедуры из этого модуля, а также процедуры из других модулей. Их описание будет рассматриваться далее.
Обратите внимание на то, что зарезервированное слово uses должно следовать сразу же за объявлением имени программы или, если таковое отсутствует, в самом начале программы.

В третьей строке Вы видите единственное слово var, означающее, что далее будут описаны одна или несколько переменных. Переменными в языке называют «ячейки» памяти, которые могут хранить какоенибудь значение. Описать переменную в Турбо-Паскале – значит указать ее имя и тип.

В следующей строке программы описана переменная по имени Name. После двоеточия указан ее тип: string[10]. Это означает, что в программе будет использоваться переменная Name является строкой из десяти символов.

Как видите, все четыре первые строки программы не связаны с какими либо действиями: они только содержат всякую информацию о самой программе и использующихся в ней объектах. Эта часть программы называется разделом описаний.

Слово BEGIN, которое содержится в следующей строке программы, указывает на начало следующей части программы – раздела операторов. В этом разделе описываются последовательно все действия, которые должна выполнять программа. Раздел операторов является обязательным. В нашей программе этот раздел состоит из следующих пяти операторов.

  1.  Оператор

    на самом деле является процедурой, которая находится в модуле Crt. Как было сказано выше, эта процедура выполняет очистку экрана.
  2.  Оператор

    выводит на экран монитора сообщение, указанное в скобках. Обратите внимание на то, что сообщение должно быть заключено в одинарные кавычки.
  3. В следующей строке осуществляется ввод значения переменной Name с помощью оператора readln:

    При выполнении этого оператора программа ожидает, пока пользователь введет какое-нибудь значение, а затем запоминает его в переменной, имя которой указано в скобках.
  4. writeln в паскале это:

    также как и описанный выше оператор write, выводит сообщение на экран монитора. Но в данном случае сообщение состоит уже из двух частей (вообщето, их может быть сколько угодно): текста ‘Здравствуйте, ’ и того текста, который ввел пользователь в предыдущей строке программы (содержимого переменной Name). В нашем случае переменная Name содержит строку символов ‘Александр’, и в результате выполнения этого оператора на экран выводится сообщение ‘Здравствуйте, Александр’.
  5.  Последний оператор программы

    является маленькой хитростью. Как Вы, вероятно, заметили, этот оператор аналогичен оператору, с помощью которого мы вводим значение переменной. Но в данном случае переменная не указана. Чего же тогда ожидает этот оператор? Все очень просто: этот оператор ждет, когда пользователь введет хоть чтонибудь, ну или просто нажмет Enter. Попробуйте удалить его. И запустите программу. Сразу же после ввода имени Вы окажетесь в окне редактора: программа отработала, сделала все, что должна была и вернула нас туда, откуда мы вышли. Чтобы просмотреть теперь результаты работы программы, нужно нажать Alt+F5. А можно сделать проще: заставить программу не заканчиваться, пока мы не нажмем Enter. Тут-то нам и помог этот замечательный оператор.

Последняя строка программы содержит слово END с точкой, которое, также как и BEGIN, является обязательным для каждой программы. Точка оповещает компилятор о конце программы.

Осталось только пояснить одну тонкость: отличие оператора write от оператора writeln: при выводе на экран какой либо информации с помощью оператора writeln курсор автоматически переходит на новую строку, при использовании оператора write – остается в том месте, где закончился вывод. Посмотрите ниже на рисунке: так будет выглядеть экран при работе нашей программы, если оператор write заменить на оператор writeln.

Результаты работы измененной программы примера №1

Запомните! Любая программа содержит два раздела: раздел описаний и раздел операторов.

Слова PROGRAM, BEGIN и END выделяют эти две части в программе. При этом объявление имени программы в первой строке не является обязательным. Чего нельзя сказать о словах BEGIN и END.

Такая структура обязательна для любой программы, такие уж требования у Турбо-Паскаля.

Все объекты, используемые в программе (переменные, модули и т.д.) должны быть сначала описаны в разделе описаний. Если в программе не используются никакие объекты, то раздел описаний будет отсутствовать. Получается, что самая короткая программа на языке Турбо-Паскаль выглядит так:

Вот мы и разобрали нашу первую программу. Если Вам что-то показалось сложным или непонятным, не расстраивайтесь – дальше будет подробно рассмотрено множество программ на паскале. Главное – не бойтесь, пробуйте творить сами, изменяйте приведенные примеры и смотрите, к каким результатам это приведет…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.