А теперь рассмотрим еще одну программу (пример 2). Эта программа выводит на экран отношение двух целых чисел, введенных с клавиатуры.
Пример 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 |
{Программа вычисления частного от деления двух целых чисел, введенных с клавиатуры} uses Crt; var n1, n2 : integer; x : real; BEGIN ClrScr; write(‘n1=’); readln(n1); write(‘n2=’); readln(n2); x:=n1/n2; writeln(‘n1/n2=’,x); END. |
Наверное, Вы сразу же заметили появление комментариев – пояснений к программе, заключенных в { и }. Комментарии обладают одним замечательным свойством: в них можно писать все, что вздумается, и компилятор не обратит на это внимания. Используйте их для пояснения действий программы, и Вам не нужно будет каждый раз вспоминать, что делает та или иная ее часть, тот или иной оператор. Комментарии можно также заключать в пары скобка-звездочка. Например:
1 2 3 |
(* Это комментарий *) |
Необходимо лишь помнить о том, что комментарии одного типа нельзя включать друг в друга. Например, вполне допустимы следующие комментарии:
(* Комментарий { Продолжение комментария } *)
{ Комментарий (* Продолжение комментария *) }
но совершенно недопустимы следующие:
(* Комментарий (* Продолжение комментария *) *)
{ Комментарий { Продолжение комментария } }
Вернемся к нашей программке. Если Вы хорошо разобрались с предыдущим примером, то и эта программка не покажется Вам сложной. Но, все же, опишем ее вкратце.
Раздел описаний программы включает объявление модуля Crt и описание переменных. Переменные n1 и n2 представляют собой целые числа, а переменная x – результат их деления, вещественное число.
Первая строка раздела операторов Вам уже знакома, в этом месте вызывается процедура очистки экрана из модуля Crt. В последующих четырех строках программы осуществляется ввод значений переменных n1 и n2, это Вам тоже знакомо. А вот что же делает следующий оператор? Наверное, Вы догадались: оператор
x:=n1/n2;
заносит в переменную x значение, полученное при делении n1 на n2. Такой оператор называется оператором присваивания. В общем виде его можно записать так:
переменная := выражение
При этом переменная должна иметь тот же тип, что и выражение. В нашей программе, например, при делении одного целого числа на другое может получиться вовсе не целое значение. Поэтому мы и использовали переменную типа real для хранения результата.
Ну и последний оператор программы, как Вы, конечно, знаете, выводит на экран полученный результат.
Как видите, эта программа не представляет особой сложности.
Результаты работы программы должны выглядеть так:
Результат деления, выведенный программой, может показаться странным. На самом же деле, ничего странного в этом нет: именно в таком формате обычно представляются вещественные числа (вспомните, что тип real подразумевает 11 значащих цифр – столько и отображается на экране). Мы же привыкли к другому их представлению. В данном случае хотелось бы вместо такой громоздкой записи числа увидеть привычную: 2.5. К счастью, это возможно, — нужно просто использовать форматированный вывод данных.
Форматированный вывод определяет количество позиций на экране, отведенных под вывод переменной, а также количество знаков после запятой (для вещественных переменных). Эти значения записываются через двоеточие после имени переменной при ее выводе. При этом значение переменной сдвигается к правому краю отведенного под него поля.